Деревянные церкви погоста с XVI столетия неоднократно обновлялись вновь. Последний раз деревянный храм в селе срубили в 1798 года, а спустя два десятилетия сельское общество обратилось к губернским властям с просьбой возвести каменный холодный храм. Вместе с разрешением в Вершилово были присланы обязательные тогда план и фасады, составленные нижегородским губернским архитектором И.И. Межецким. Несколько лет прошло в заготовке кирпича, леса и железа. Только после этого прихожане выбрали из своей среды наиболее опытного каменщика Василия Лилекова, которому и поручили возведение храма. Лилеков сразу отверг присланный проект и обратился к новому губернскому архитектору И.Е. Ефимову с просьбой о его доработке. Но и новые фасады не удовлетворяли крестьянина – строителя, поэтому он начал кладку по своему разумению.

К исходу лета 1827 гола церковь была завершена. В процессе строительства, в марте 1825 года, был издан правительственный указ, требующий от заказчиков при возведении значительных зданий «к отвращению самовольства или неопытности в строении нанимать городового или аттестованного архитектора, который бы наблюдал за строением, выдавая строителям шаблоны и размеры для важнейших частей». Опасаясь нареканий (возможно наказания) за отступление от выданного проекта, священники Вершилова написали Нижегородскому епископу жалобу, которая тотчас была передана по инстанции «губернскому архитектору И.Е. Ефимову.

Действительно, архитектура церкви в верхней ее части приобрела непривычные для господствующего тогда в художественной жизни России классицизма формы. Многие элементы свидетельствовали более о тяге строителя к стилю предшествующего столетия, чем к строгим классическим канонам начала XIX века.

И.Е. Ефимов попытался отказаться от участия в экспертном заключении по делу о нарушении подрядчиком строительных правил, но нижегородский губернатор И.С. Храповицкий повторным требованием от 5 октября 1827 года предписал выехать на место. Отказ подрядчика от выданного проекта ставил как бы под сомнение профессионализм академика архитектуры, нарушал не только общие строгие правительственные предписания, но и собственный художественный замысел Ефимова. Тот прекрасно знал, какая кара ждала В. Лилекова в случае отрицательного отзыва об архитектуре новоотстроенного здания. И мы можем лишь догадываться о внутренних терзаниях академика И.Е. Ефимова, когда он в декабре того же года 1827 года выехал в Вершилово. Но высокое чувство порядочности, уважения к творческим терзаниям своего «собрата по искусству» крестьянина – подрядчика, определили его позицию в этом сложном, щепетильном деле.

В объяснительной записке губернатору и духовным властям от 31 декабря 1827 года он сообщал, что во время освидетельствования церкви села Вершилова « в осьмерике и куполе действительно есть против выданного плану и фасаду отступления…, но онье отступление безобразия не делает». На следующий год церковь была отстроена и освящена, став своеобразным памятником представлениям о красоте мастеров – каменщиков из народа.

История Вершилова открыла нам имена мастеров – строителей разных столетий. И это лишь одно приволжское село.

Храм родного села

Список литературы:

 

Вершилово // Лукин, В.П. Листая времени страницы. – Н.Н. : Кварц, 2011. – С. 69 – 75.

 

Преображенская церковь. 1819 – 1835 гг. // Памятники истории и культуры Горьковской области. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1987. – С. 287.

 

Шматов, В. История церквей вфодской вотчине князя Дмитрия Пожарского // Знамя. - 2008. – 7 августа. – С. 3.

 

Юлин, В.П. От храма деревянного – к храму каменному (история церквей села Вершилова) // Нижегородская старина. – 2011. – Выпуск 29-30. – С. 37 – 45.